"Приворотка" в Дубне

Вести Дубны, 6 ноября 2011
Элеонора Ямалеева

Удивительный вечер подарил дубненцам спектакль «Приворотное зелье», прошедший в минувшую субботу при абсолютном аншлаге во Дворце культуры «Октябрь». И неудивительно, ведь перед зрителями предстал «золотой состав» артистов – Мария Аронова, Михаил Полицеймако, Сергей Степанченко, Виктор Добронравов, Григорий Сиятвинда, Яна Аршавская.
У каждого из нас есть актеры, которых мы выделяем среди остальных. И, по сути, нам нравится не сам человек, ведь мы не знакомы с ним лично, а нравится создаваемый им образ. Тогда возникает вопрос – что необходимо актеру, чтобы оправдать ожидания зрителей? В чем состоит искусство создания театрального образа? Как оказалось, составляющих бесчисленное множество. О некоторых из них, а также о пути актеров к творческому перевоплощению мы более подробно поговорили с актерами, в свое время закончившими Высшее театральное училище им. Щукина, а ныне состоящих в труппе театра им. Вахтангова - Виктором Добронравовым и театре «Сатирикон» - Григорием Сиятвиндой.


В Приворотном зелье удивительно интересный состав артистов, все очень профессиональные люди, истинные мастера сцены. Насколько вам комфортно играть в этом спектакле и какую роль для успеха, на ваш взгляд, играет партнерство?

Григорий
Очень большую роль играет партнерство, это как раз один из главных факторов, который для меня лично определяется тем, приятен спектакль или нет. Важно, какие люди в нем заняты. Это я говорю не столько о профессиональном партнерстве, а даже о закулисном.

Эмоциональное партнерство вы имеете в виду?

Григорий
Эмоциональное, да! Важна атмосфера, складывающаяся в группе людей, которые делают спектакль. У нас тут как раз все очень хорошо. Мы уже с этим спектаклем объездили столько городов, что в некоторые места уже по второму разу заезжаем. Данный состав актеров, который сегодня в Дубне, он почти изначальный. И Сергей Юрьевич изначально был в нем (С.Ю. Степанченко, актер театра «Ленком» - прим.авт.).

Виктор
Да, все, наверное, кроме меня.

Григорий
Да, Виктор позже всех ввелся, я-то в принципе тоже ввелся.

Виктор
Даня Страхов играл премьеру!

Григорий
Знаете, у нас такая компания, с которой можно ехать в тундру и неделю там существовать. И мы друг другу совершенно не надоедаем.

Виктор
Мы - сыгранная команда, давно друг друга знаем, работаем вместе не первый год. Тем более, когда спектакль предполагает импровизацию, тогда конечно это ключевой момент. У нас был случай, когда мы на сцене были втроем – я, Гриша и Миша – играем первую сцену, и вдруг в зале чихнула женщина, чихнула в паузе, в полной тишине. Мы, не сговариваясь, подходим друг к другу, идем на край сцены к этой женщине, и хором говорим: «Будьте здоровы!». В зале овация!!! Мы сделали это не сговариваясь! То есть мы настолько чувствуем друг друга. Разошлись по мизансцене и дальше продолжили действо. Это своеобразная игра в бисер, когда все понимают правила игры и можно чувствовать друг друга на уровне вне материи.

Поздравляю вас, сегодня небывалый аншлаг. Легко ли вам улавливать эмоцию зала?

Виктор
Сегодня потрясающий спектакль, и мы его запомним, и я думаю все зрители, присутствующие в зале, потому что и визжащие дети, и столько импровизации, и зал откликается, и это конечно здорово!

Григорий
Да, сегодня с особенным настроением мы все играем.

А если говорить о вашей театральной деятельности вообще, то спектакли какого жанра вам наиболее близки?

Виктор

Для меня это трагикомедия. Это жанр, в котором можно достаточно обширно себя проявить. Гриша в театре «Сатирикон», а я в Щукинском училище играли одну и ту же роль в спектакле «Эти свободные бабочки». Пьеса очень грустная, одновременно содержащая много юмора, и при этом чрезвычайно драматичная. И роль там такая непростая – слепой парень влюбляется в девушку… В жанре трагикомедии можно конечно купаться. Там большой разброс от фиглярства до трагизма, и даже практически до суицидальных вещей.

Когда вы получаете роль, с одной стороны перед вами образ, созданный драматургом, с данным ему характером, с другой – вы сами, тот кто будет вынашивать эту роль из собственного внутреннего мира в том числе. И вам эти две данности нужно сплести воедино. Из чего же складывается этот путь? Ведь бывает еще и так, что роль первоначально кажется не вашего плана и, в таком случае, каким образом вы вживаетесь в эти роли?

Григорий
Очень сложно будет ответить, каждый раз по-разному, всегда это непредсказуемое развитие.

Виктор
Все зависит от того, что хочет режиссер, что интересно тебе, можно пойти от внешнего, можно пойти от внутреннего, можно пойти на сопротивление. Типаж не предполагает жанр пьесы. Можно играть комедию, не типажную роль, например, старика, или в трагедии играть себя.

И при всем при этом актеру необходимо подчинять свое поведение требованиям сценичности, пластичности, ритмичности. Следить за выполнением рисунка мизансцен. Согласовывать свои действия с действиями партнеров. Учитывать реакцию зрительного зала. Добиваться предельной выразительности при максимальной экономии выразительных средств. Т.е. актер должен уметь четко управлять своим вниманием. Как в акте сценического внимания сочетается актер и создаваемый им образ?

Григорий

Этому учат в училище, с этого все и начинается – тренировка аппарата внимания, а потом уже натренированное внимание применяется, только с опытом к этому приходишь.

Виктор
Да, первый, второй, третий круг внимания. Например, идет спектакль, и есть артисты, не такие живые, как Миша Полицеймако, которые никогда бы не услышали, что где-то там кричат дети. На репетиции же не было никаких детей, и такой артист бы просто играл дальше по сценарию. Миша же понимает, что зал тоже слышит, что дети кричат, и он может позволить себе включить это в действо, потому что круг внимания работает блестяще. А иногда бывает хуже – стул должен стоять, а он не стоит, или упал, а артист делает вид, что стул стоит…

И играет то, что было запланировано, не обыгрывая ситуацию?

Виктор
Да, надо быть адекватным, этот момент очень важен на мой взгляд.

Это уже говорит об определенной творческой свободе… Насколько я знаю, сценическая свобода является необходимым условием правильного самочувствия актера. И именно она создает необходимое условие истинного творчества на сцене. Какие факторы помогают вам ее обретать, каждый раз выходя на сцену?

Виктор
Прежде всего это какой-то профессионализм, а потом уже он рождает творческую свободу. Мы же все равно не можем делать все что хотим, хотя сегодня в Дубне мы и правда заигрались. Свобода все-таки в жестких рамках, в рамках рисунка режиссера.

Григорий
Мне кажется, что все это зависит от опыта, потому что молодые артисты, вспоминая в данном случае и себя тоже, выходят на сцену и настолько сосредоточены на том, что они должны сделать, куда пойти по сцене и что играть. Партнер может случайно сказать другую реплику, а он говорит по-старому, так как оно было написано. Со временем, когда перестаешь так неистово это делать, у тебя освобождается мозг, чтобы видеть то, что происходит вокруг, в каком состоянии зрительный зал, где как подать – больше или меньше, и так далее, здесь только опыт помогает

Помимо создания образа, характера персонажа, да и в целом правдивости актера на сцене, важнейшая составляющая у способности к перевоплощению. Как на ваш взгляд с этим обстоит ситуация в современном театре, учитывается ли типажность, когда актера утверждают на роль?

Виктор
Это закон кино, но не театральный закон. В театре есть художественный руководитель, который знает артистов как облупленных, что они могут, а что нет. В кино ты приходишь с фотографией и тебе говорят: «О, это да, хороший, подходит!». В театре же такой закон не работает. В театр приходит либо приглашенный режиссер, либо ставит художественный руководитель, но исходя уже их актерских данных. Режиссер знает с какой ролью тот или иной артист справится. Даже если он не того роста, которого нужно, но он того темперамента, того уровня профессионализма и таланта, чтобы перевоплотиться и сыграть как того требует роль. И перевоплощение, безусловно, самый весомый вопрос в актерской профессии.

Звенит третий звонок, заканчивается антракт и вам пора на сцену. О многом еще можно было побеседовать, но нам приходится на этом приостановить наш разговор...

Григорий
Да, благодарим публику и вас лично за теплый прием в Дубне, за внимание к нам, именно поэтому мы так разыгрались сегодня, боюсь, что если и во втором акте будем в таком же настроении - на поезд я не попаду. Мы и так уже минут на 15 дольше играли первый акт!