М. Аронова о современных темах в пьесе "Лес"

GZT.ru, 20.05.2011
Ольга Романцова

«В зале сидит самая разная публика, и женщины в вечерних платьях, и молодежь в капюшонах»


Актриса Мария Аронова рассказала GZT.RU о современных темах в пьесе Островского «Лес», о том, кто играл любовника Галины Брежневой в новом телесериале и почему ее возмущают телевизионные программы, посвященные концу света.


29 мая театральное агентство «Арт-Партнер XXI» выпускает премьеру драмы Александра Островского «Лес». Пожалуй, впервые с 90-х годов в антрепризе поставили классическую пьесу. Совместить две разновидности театра взялся режиссер Роман Самгин, успешно работающий и на одном, и на другом поле. Главные роли, помещицы Гурмыжской и актера-трагика Несчастливцева, сыграют Мария Аронова и Валерий Гаркалин.

У Ароновой не бывает проходных ролей. Еще студенткой она получила премию фонда имени Станиславского за роль Екатерины в дипломном спектакле «Царская охота». И кого бы она не играла с тех пор — от служанки Клеантиды в «Амфитрионе» до начальницы монастырского пансиона в комедии «Мадмуазель Нитуш», ее героини сразу притягивают внимание зрителей своей неуемной энергией и взрывным темпераментом.

Мария, почему драма Островского «Лес» кажется вам современной?

В ней есть очень современная сейчас тема власти денег, история немолодой женщины, которая выходит замуж за человека, который годится ей в сыновья (это моя героиня Гурмыжская). И жертвенный поступок трагика Несчастливцева. Бедный, бездомный актер, получив небольшие деньги, отдает их бедной девушке. Такая жертвенность, в принципе, героический поступок. Помимо этого в пьесе «Лес» много вопросов, на которые зритель должен искать ответ.

История о том, как немолодая Гурмыжская завела роман с юношей, поставлена как комическая?

Многие сцены решены в этом ключе, но есть и такая, где Гурмыжская выдает себя и искренне говорит о своей ревности и о своих комплексах. Ведь раньше у нее была только одна страсть — деньги. Мне хотелось, чтобы эта страсть стала более выпуклой, заметной. Что должно происходить в душе и в сердце Гурмыжской, если она, преодолев свою страсть к деньгам, тратит их на своего молодого возлюбленного? Это тоже какая-то жертвенность с ее стороны.

Действие спектакля будет происходить в наши дни?

Нет. У нас будут классические костюмы и довольно неожиданные декорации: действие спектакля происходит как бы в картинах. Но мне кажется, что Островский всегда современен, как его не ставь. Режиссер Роман Самгин на репетициях не раз говорил нам, что Островского не зря сравнивают с Шекспиром.

Какой зритель пойдет на спектакль «Лес»? Тот, что привык смотреть на вас в антрепризе или тот, что ходит на ваши спектакли в театре имени Вахтангова?

Я бы вообще не разделяла зрителей на группы. Большинство людей ходит в театр на актеров, не важно, играют они в спектаклях репертуарного театра или в антрепризе. Есть, конечно, высокие ценители, которые смотрят только спектакли определенных режиссеров или определенную драматургию. Но, в основном, зрителей интересует творчество артистов.

Что собираетесь играть в новом сезоне в театре имени Вахтангова?

Я жду предложений и не скрываю, что мне было бы крайне интересно поработать с Римасом Владимировичем Туминасом. Но я так устроена, что никогда не бегу впереди паровоза. Могу рассматривать предложения, ждать. А что-то предлагать самой, ехать, умолять — это не для меня. Своим присутствием в спектакле «Троил и Крессида» я доказала Римасу Владимировичу, что я в его команде, поддерживаю его и мне было бы крайне интересно с ним поработать. Очень надеюсь, что он что-нибудь для меня придумает.

Премьера «Троила и Крессиды» состоялась в 2008 году, и у вас там эпизодическая роль. По-моему, вы очень долго ждете.

Это не так. Римас Владимирович был честен по отношению ко мне, он предложил мне сыграть Елену Андреевну в «Дяде Ване». Прочитав Дядю Ваню трижды, прежде чем прийти на встречу с ним, я отказалась. Может, это и неверно, но я не увидела себя в этой роли. Это мой выбор, поэтому Римаса Владимировча обвинять не в чем.

Были ли у вас в последнее время интересные работы в кино?

Из последних работ самой интересной была роль Галины Брежневой в сериале Александра Котта «Охотники за бриллиантами». Евгений Миронов, который сыграл в нем любовника Галины Брежневой Бриса Бурятце, придумал сделать из меня Галину Леонидовну.

«Охотники за бриллиантами» — новый телевизионный сериал о ней?

Нет, это сериал не о ней, а о расследовании краж драгоценностей в 80-е годы. Как раз в это время членов семьи генсека уже стали слегка «покусывать». Следователя сыграл один из моих любимых артистов — Алексей Серебряков, а у нас с Женей Мироновым есть интересные эпизоды. Я еще не видела картины, скоро начинается ее озучка. Не знаю, что из этого выйдет, но работать было крайне интересно.

Вы раньше играли в кино или в театре с Евгением Мироновым?

Нет, это наша первая с ним встреча. Хотя я, конечно, видела Женины работы. Мне не очень нравится, когда бросаются словами «гениальный артист» или «лидер своего поколения». Но по отношению к Миронову эти слова не кажутся мне преувеличением. Он действительно гениальный артист. Я убедилась в том, что он — грандиозный партнер. Буду очень рада, если судьбе будет угодно свести нас на театральной площадке.

Может быть, вам самой пора создать какой-нибудь антрепризный театральный проект?

Нет, на сегодняшний момент, это не моя история… Я не очень уютно чувствую себя, начиная заниматься бизнесом или продвигая какой-то проект. Может быть, это связано с тем, что я очень сильно загрузила себя работой и занимаюсь устройством быта моей семьи. Мне сейчас важно доделать дом и переселиться из Москвы в Долгопрудный.

Давайте вернемся к разговору о театре. Это, по-вашему, современное искусство?

Думаю, что да. Достаточно посмотреть, сколько людей приходит сейчас в театры. Например, в театре имени Вахтангова зал все время набит до отказа, билеты на спектакли невозможно достать. Мне очень приятно, что в театр приходит много молодежи. Сейчас в зале сидит самая разная публика. Есть женщины в туфлях на каблуках и вечерних платьях и молодежь в сапогах и капюшонах.

Как воспринимают спектакли зрители в сапогах и капюшонах?

Прекрасно. Некоторые из них вообще открывают для себя театр, поскольку в последний раз были там в четвертом классе и то из-за того, что классная руководительница их туда привела. Пережив в театре какую-то сильную эмоцию, они навсегда влюбляются в него.

Эта эмоция связана только с драматическими спектаклями, или хорошая комедия тоже заставляет зрителей влюбиться в театр?

Думаю, что зрителям хочется смотреть комедии. Репертуар театра не может состоять только из интеллектуальных спектаклей. На мой взгляд, это неправильно. И не стоит говорить, что комедийные спектакли, доступные зрителю, — это второсортное искусство. Это не так. Зритель сам решает, что ему смотреть. Когда начинают говорить, что зритель глуп и его надо воспитывать, мне хочется сказать: «Ребята, оставьте вы зрителей в покое. Дайте им то, чего хотят».

В нашей стране и без того тяжелая жизнь. Я — абсолютный патриот своей страны. Но не могу не видеть, как живут у нас старики и в каком состоянии находятся у нас детские дома. Как можно жить на пенсию в 2,5–4 тысячи рублей, если средняя зарплата в Москве в несколько раз больше! А что показывают по телевизору? Я просто прихожу в бешенство от программ о конце света. Вообще не очень понимаю, почему об этом позволяют говорить с экрана, внушая людям абсолютную бессмысленность того, что они делают. А если это сумасшедшие родители, которые вкладывают все в своих детей? Такие программы приводят нашу и так не очень сладко живущую публику в депрессивное состояние.

Неудивительно, что очень многие люди хотят посмотреть спектакли развлекательные, расслабляющие. Спектакли, на которых смеешься и выходишь из зала в хорошем настроении. Поэтому комедии «Мадмуазель Нитуш», «За двумя зайцами» — это спектакли, которые сейчас становятся для зрителей настоящим лекарством от депрессии. В кассе нашего театра невозможно купить билеты на «Дядю Ваню» — спектакль, который поставил Римас Туминас, и на эти комедии. Главное, чтобы спектакли были качественные, и артисты играли на совесть.


Источник публикации